3. Зубчатая передача (рис. 33) осуществляет передачу вращения от одного вала к другому с помощью зубчатых колес наружного и внутреннего зацепления (рис. 33, а и г), винтовыми косозубыми колесами (рис. 33, б), а также шевронными (рис. 33, в). Для передачи вращения между валами с пересекающимися осями применяются конические колеса с прямыми (рис. 33, д) или спиральными зубьями, а также однозаходные или многозаходные червячные передачи (рис. 33, е).
Для преобразования вращательного движения в прямолинейное применяются реечные передачи (рис. 34, а). При передвижении зубчатого колеса по неподвижной рейке по часовой стрелке 1 ось колеса будет перемещаться влево по стрелке 2. Если же зубчатое колесо только вращать по часовой стрелке, не передвигая по рейке, то рейка будет перемещаться вправо по стрелке 3. Кроме реечной передачи применяется винтовая с гайкой скольжения (рис. 34, б) или гайкой качения (рис. 34, в). В этом случае винту сообщается вращательное движение, а гайка, навернутая на винт, удерживается от вращения стопором и лишь перемещается вдоль винта. Гайки скольжения выполняются неразъемными или разъемными. Это облегчает регулироку зазора в резьбе и устраняет мертвый ход.
Чтобы предотвратить скольжение в резьбе, ведущее к износу, винтовые пары с гайкой скольжения заменяют винтовыми парами качения. Скольжение заменяют качением, применяя тела качения (шарики и ролики), которые укрепляют в резьбе между винтом и гайкой. Для повышения точности в винтовых парах создают предварительный тяг осевым смещением или взаимным поворотом полугаек.
Применение того или иного вида механической передачи определяется передаточным отношением, окружной скоростью и передаваемой мощностью.
<—предыдыщая следующая —>
|