Направляющие скольжения могут представлять собою плоскость, либо иметь форму ласточкиного хвоста или призмы. В шлифовальных станках обычно применяют комбинированные направляющие — сочетание одной плоской и одной V-образной. На рис. 22 представлен пример направляющих скольжения закрытого типа (рис. 22, а), которые оставляют подвижному узлу одну степень свободы и открытого типа (рис. 22, б), предусматривающие замыкание внешней нагрузкой, действующей в определенном направлении.
Направляющие скольжения изготавливаются за одно целое со станиной или привертываются к ней винтами. Накладные направляющие изготавливаются из закаленной или цементированной стали, что обеспечивает более высокую износостойкость.
Для уменьшения износа направляющих, приводящего к потере точности перемещения и ухудшению точности обработки, для особо точных станков применяют гидростатические или аэростатические направляющие. На рис. 23 схематически представлена установка стола на гидростатических направляющих Направляющая состоит из двух планок (1 и 2), образующих V-образный профиль. Масло через клапан с жиклером 3 подается под давлением к направляющим и заполняет масляные резервуарчики 4. Во время работы масло из резерпуарчиков поступает в зазор между направляющей станины и скользящим элементом стола и образует масляную пленку толщиной 0,03— 0,04 мм. Величина зазора зависит от давления и несущей способностинаправляющих. Любая внешняя сила, стремящаяся уменьшить заданный зазор, вызывает увеличение давления в резервуаре, что автоматически увеличивает подъемную силу и восстанавливает величину зазора. Взаимодействие четырех резервуаров во внутренних V-образ-ных направляющих происходит так, чтобы дать эффект центрирования, обеспечивающий точное прямолинейное движение. В результате обеспечивается плавное движение без контакта металла с металлом, что устраняет износ.
<—предыдыщая следующая —>
|