Шатун шарнирно соединяет крейцкопф (а следовательно, и шток поршня) с кривошипом или с коленчатым валом. Шейка коленчатого вала и палец крейцкопфа являются осями шарнирных соединений в правом и левом концах шатуна. При работе кривошипно-шатунного механизма -шатун совершает сложное движение в вертикальной плоскости. Сложное движение шатуна слагается из качательного движения вокруг оси пальца крейцкопфа и возвратно-поступательного движения вдоль - горизонтальной оси, совпадающей с осью штока поршня. Правый конец шатуна вращает коленчатый вал. Левую часть шатуна (фиг. 83), которую соединяют с крейцкопфом, называют крейц-копфной головкой.
Правую разъемную часть шатуна, соединенную с кривошипным или коленчатым валом, называют кривошипной. Отверстияв крейцкопф-ной и кривошипной головках шатуна, в которые впрессованы втулка и вкладыши из антифрикционного материала, именуют шатунными подшипниками.
Кривошип или коленчатый вал передает вращение на маховик кривошипно-шатунного механизма. Подшипники, в которых установлен кривошипный или коленчатый вал, носят название коренных подшипников.
Маховик, обладая значительным весом и большой инерцией при вращении, является регулятором активных и пассивных сопротивлений машины и делает работу механизма более плавной. В машинах типа поршневых насосов или компрессоров маховик иногда также выпол-
Предыдущая страница Следующая страница
|